
Когда слышишь про поиск и добычу, многие сразу представляют карьеры с гигантскими машинами. Но на деле 80% времени уходит на то, что скрыто под землей — геофизика, бурение, анализ керна. Вот где кроются главные ошибки новичков: бросаются сразу к экскаваторам, не оценив литологию пласта.
Помню, в Забайкалье по геофизике выходила медная руда с содержанием 1.7%. Начали проходку — оказалось, рудное тело разбито тектоническим нарушением, фактические показатели едва доходили до 0.8%. Пришлось менять схему вскрыши на ходу.
Сейчас для предварительной разведки часто используют малогабаритные буровые установки типа УРБ-2А5. Но если породы трещиноватые, даже они дают погрешность до 30%. Приходится дублировать скважины по сетке 50×50 метров — дорого, но дешевле, чем ошибиться с контуром карьера.
Керн — вот главный свидетель. Но его тоже нужно уметь 'читать'. В прошлом году на участке в Якутии визуально керн показывал сульфидную минерализацию, а химический анализ выявил мышьяк выше ПДК. Пришлось отказываться от участка — обогащение стало бы нерентабельным.
С гусеничными экскаваторами работал много — от Hitachi до Volvo. Но в условиях вечной мерзлоты неожиданно хорошо показали себя машины от ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника. Их модификации с усиленной ходовой частью брали в аренду для работ в Красноярском крае — выдерживали температуры до -45°С без замены гидравлики.
Колесные экскаваторы — отдельная история. Для поисковых партий незаменимы, но только на подготовленных грунтах. Как-то весной попробовали использовать на заболоченном участке в Томской области — увязли по раму за 2 часа. Вызволяли трелевочником, потеряли полсмены.
С подержанной техникой всегда лотерея. Брали через https://www.lzgcjx.ru экскаватор с наработкой 6000 моточасов — вроде бы двигатель прошел капремонт, но в гидросистеме оказались скрытые дефекты. Пришлось менять три гидроцилиндра уже на втором месяце работ.
Расстояние от забоя до отвала часто считают по прямой. Но на практике каждый лишний метр подъема увеличивает расход топлива на 8-12%. Особенно это чувствуется при работе с глинистыми породами — ковш идет тяжелее, цикл удлиняется.
Зимой добавляются проблемы с обогревом гидравлики. Ставили предпусковые подогреватели на технику от Ляньчжун — помогает, но при -35°С все равно первые 20 минут экскаватор работает на половине мощности.
Мелочь, которая стоила нам недели простоя: не проверили химический состав воды для системы охлаждения. В итоге — коррозия рубашки охлаждения, внеплановый ремонт в полевых условиях.
Сейчас многие ринулись на россыпное золото — кажется, что достаточно мини-драги и разрешения. Но не учитывают, что даже на участке в 5 га нужно создавать технологическую цепочку: промприбор, отвалы, системы очистки воды.
Для таких проектов брали подержанные экскаваторы — у ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Инжиниринг Машинери есть варианты с наработкой моточасов, перебранная гидравлика. Для сезонных работ — оптимально.
Самая большая ошибка — пытаться экономить на пробной добыче. Один раз сократили объем опытно-промышленных работ на 30% — в итоге не выявили прослойки кварцита, которые впоследствии затупили все ножи роторного экскаватора.
Сейчас смотрю в сторону комбинированных методов добычи. Например, на угольных разрезах начинают применять экскаваторы с дистанционным управлением для работы в опасных зонах. У того же Ляньчжуна есть модели с подготовкой под телеметрию — интересное решение за разумные деньги.
Из нового — стали активнее использовать георадары при планировании работ. Не заменяют бурение, но позволяют точнее определить направление разведочных выработок.
Главный вывод за 15 лет в отрасли: не бывает универсальных решений. То, что сработало на медном месторождении на Урале, может полностью провалиться на золоторудном объекте в Магаданской области. Нужно каждый раз заново изучать геологию, подбирать технику и считать экономику без иллюзий.