
Когда говорят про новые технологии добычи, все сразу представляют роботов и сенсоры, но на деле 80% прорывов — это модернизация базового оборудования. Поставщики до сих пор пытаются впарить нам 'революционные' системы, которые в карьере отказываются работать с нашими грунтами.
В прошлом году тестировали систему мониторинга износа ковшей — в теории датчики должны были предупреждать о замене зубьев. На практике датчики забивались глиной через две смены. Пришлось комбинировать с вибродиагностикой, что удорожало проект на 40%.
Сейчас присматриваемся к гидравлике с адаптивным давлением — китайские производители вроде ООО ?Внутренняя Монголия Ляньчжун Инжиниринг Машинери? предлагают решения для экскаваторов, где система подстраивается под плотность породы. Но пока не видел живых испытаний в условиях вечной мерзлоты.
Кстати про ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника — их сайт https://www.lzgcjx.ru показывает хороший каталог гусеничных моделей, но технические спецификации требуют уточнений по морозоустойчивости гидравлики. Мы запрашивали тестовые протоколы — ждем ответа.
В 2022 пробовали внедрить систему автономной загрузки на карьере — немецкое оборудование требовало идеально ровных площадок. Наши водители привыкли работать с погрешностью до 15 см по высоте, пришлось переделывать алгоритмы.
Сейчас многие поставщики новых технологий добычи полезных ископаемых не учитывают человеческий фактор. Инженеры привозят оборудование, которое теоретически работает, но не учитывает, что оператор может работать в рукавицах при -40°C.
Особенно сложно с подержанной техникой — даже если брать проверенные марки, отсутствие оригинальных датчиков сводит на нет все преимущества. Вот где компании типа Ляньчжун могли бы дать расширенную гарантию на калибровку систем.
Когда обновляли технику в Кузбассе, рассматривали три варианта: новые гусеничные экскаваторы, ремонт старых с установкой систем телеметрии или аренда с опционом. Выбрали гибридный вариант — взяли два новых экскаватора у проверенного поставщика и три подержанных модернизировали.
Интересный момент — китайские колесные экскаваторы показали себя неожиданно хорошо в условиях перегрузки. Хотя до этого скептически относились к азиатской технике для добычи полезных ископаемых.
На сайте lzgcjx.ru есть раздел с восстановленной техникой — там интересные предложения по экскаваторам с уже установленными системами мониторинга. Жаль нет возможности фильтровать по модификациям для северных регионов.
Считаю ошибкой оценивать технологии только по цене оборудования. В прошлом квартале считали окупаемость системы прогнозирования поломок — вышло, что даже при 30% ложных срабатываний экономия на внеплановом ремонте покрывает затраты за 14 месяцев.
Многие поставщики новых технологий добычи полезных ископаемых не предоставляют данные по эксплуатационным расходам. Приходится самостоятельно собирать статистику по расходникам — например, сравнивать ресурс фильтров на разных моделях гидравлики.
У некоторых российских дилеров появились услуги тестового периода — вот это действительно полезно. Хотелось бы видеть больше таких предложений от компаний типа ООО ?Внутренняя Монголия Ляньчжун Инжиниринг Машинери?, особенно для спецтехники с адаптацией под местные условия.
Вижу тенденцию к гибридным решениям — не полная автоматизация, а точечное внедрение цифровых систем в проверенную механику. Особенно это актуально для регионов с перепадами температур.
Поставщикам стоило бы больше работать над совместимостью оборудования — часто системы от разных производителей не 'видят' друг друга. Приходится разрабатывать шлюзы, что увеличивает стоимость проектов.
Из позитивного — начинают появляться локальные сервисные центры для сложной техники. Если раньше ждали запчасти 3-4 недели, сейчас в том же Новокузнецке уже есть склады расходников для китайских экскаваторов. Думаю, это заслуга в том числе и таких компаний как Ляньчжун, которые развивают дилерскую сеть.