
Когда речь заходит о МТЗ 82.1 охлаждающая жидкость, многие операторы сразу думают про стандартный тосол – и это первая ошибка. На практике для этого двигателя важнее не марка, а состав и сезонность. Лично сталкивался, когда зимой залили летний состав – через сутки в гидросистеме начались перебои.
Для Д-240 (а именно он стоит на 82.1) критичен пакет присадок. Дешевые аналоги быстро вымывают защитные компоненты из алюминиевых патрубков. После трех месяцев использования бюджетного хладагента в экскаваторе от ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника пришлось менять водяной насос – появилась течь из-под сальника.
Оптимальный вариант – концентрат с щелочным числом не ниже 8.5. Но здесь есть тонкость: если техника работает с гидромолотом (как на гусеничных экскаваторах из каталога https://www.lzgcjx.ru), интервал замены нужно сокращать на 15-20% – постоянные вибрации ускоряют деградацию присадок.
Летом 2023 тестировали органический состав от Felix – двигатель работал ровнее, но при -25°С появилась гелеобразная взвесь. Пришлось экстренно промывать систему дистиллированной водой с добавлением нейтрализатора.
При диагностике подержанного экскаватора от ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Инжиниринг Машинери обнаружили кристаллизацию антифриза на теплообменнике ГУР. Выяснилось, что предыдущий владелец смешивал составы разных классов – карбоксилатный с гибридным.
Для колесных моделей (типа XCMG LW300FN) проблема усугубляется – там более тесное подкапотное пространство. При использовании неподходящей жидкости вентилятор начинает работать в режиме постоянных включений, что за 2 месяца выводит из строя муфту привода.
Интересный случай был с экскаватором-погрузчиком – оператор жаловался на 'плавающие' обороты. Оказалось, что термостат 'залипал' из-за выпавшего в осадок силикатного стабилизатора. После перехода на поликарбоксилатную жидкость проблема исчезла.
В переходный период (октябрь-ноябрь) часто перегружают систему отопления кабины. Если охлаждающая жидкость МТЗ 82.1 не успели заменить до морозов, сначала забивается теплообменник отопителя, потом ледяные пробки образуются в рубашке охлаждения.
Для техники из Китая (как в ассортименте https://www.lzgcjx.ru) важно учитывать специфику прокладок – некоторые производители используют материалы, чувствительные к боратам. При переходе на другой тип антифриза первые 500 км возможны незначительные протечки через соединения.
Зимой 2022 в Забайкалье замерз расширительный бачок на машине с пробегом 120 тыс.км. При вскрытии обнаружили – предыдущий владелец доливал воду в систему летом. Итог – треснул блок цилиндров, капитальный ремонт обошелся в 40% стоимости новой техники.
Через два года эксплуатации гусеничного экскаватора начались проблемы с гидравликой – масло в ГСМ перегревалось. Диагностика показала: забиты соты радиатора из-за выпавших осадков из охлаждающей жидкости. Пришлось полностью разбирать контур охлаждения.
В новых партиях техники от Ляньчжун Строительная Техника стали устанавливать биметаллические радиаторы – для них особенно опасны аминные присадки. Производитель прямо указывает на необходимость использования антифризов с фосфатной основой.
При работе с грунтами высокой абразивности (например, при копке скальных пород) система охлаждения забивается пылью в 3 раза быстрее. Рекомендую совмещать замену жидкости с продувкой радиатора под давлением 2-3 атм.
Дешевый антифриз для МТЗ-82.1 обходится дороже – по нашим расчетам, экономия 200 рублей на канистре приводит к дополнительным затратам рублей на промывку системы через 20-25 моточасов.
Для подержанных экскаваторов (которые часто предлагает ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Инжиниринг Машинери) первую замену лучше делать с добавлением промывочного комплекса – старые отложения могут полностью блокировать каналы охлаждения.
Сейчас перешли на тестирование антифризов с увеличенным сроком службы – показывают хорошие результаты при работе в режиме старт-стоп (актуально для городского строительства). Но для сельхозработ классический тосол все еще выигрывает по соотношению цена/качество.