
Когда ищешь 'мини экскаватор час работы цена' в поиске, обычно вылазит куча мусора - либо реклама с заоблачными цифрами, либо бредовые таблицы где за 800 рублей предлагают новую технику. Реальность же в том, что цена часа зависит от того, считать ли в стоимость ГСМ, шины, внезапный ремонт гидравлики или только базовую аренду. Вот об этом и поговорим.
Брал в прошлом месяце XG836 от LiuGong на раскопку траншеи под коммуникации - по паспорту расход 5.2 л/ч, а по факту вышло под 7 литров. И это не потому что техника плохая, а грунт был с прослойками мерзлого песка, пришлось постоянно работать на повышенных оборотах. Вот тебе и первая скрытая стоимость часа.
Шины - отдельная песня. Для мини-экскаваторов на пневмоходу типа Hitachi ZX85US берут обычно 17.5R25, но если работать на стройплощадке с металлической стружкой, одной покрышки хватит недели на две. Замена - это 40-50 тысяч рублей простоя плюс 25 тысяч за новую покрышку. Делим на отработанные часы - получаем +85-100 рублей к каждому часу работы.
А еще есть момент с транспортировкой. Если объект в 50 км от базы, то два часа работы манипулятора плюс дизель на перегон - это еще рублей 500 на каждый час работы экскаватора. Многие в прайсах этот нюанс специально не указывают, пишут голую цифру аренды.
В прошлом сезоне работали на осушении болотистого участка под коттеджный поселок. Брали гусеничный XCMG XE135U - машина вроде надежная, но за три недели дважды меняли пальцы гусениц. Первый раз - попался кусок арматуры в грунте, второй - просто износ. В сервисной книжке написано, что пальцы ходят 1200 моточасов, а вышли из строя на 800 с небольшим.
По деньгам вышло так: сам ремонт 15 тысяч, простой двое суток - это 16 рабочих часов по 1800 рублей. Итого 43 800 рублей дополнительных расходов. Если разделить на 200 отработанных часов - плюс 219 рублей к каждому часу. Вот и считай после этого 'экономичную' цену аренды.
Кстати, по гусеницам есть нюанс - для болотистых грунтов лучше брать технику с шириной траков от 450 мм, хотя большинство предлагает стандартные 400. Узкие траки хоть и дешевле в аренде, но потом вылезают проблемы с проходимостью и дополнительным временем на вытаскивание.
С колесниками история вообще интересная. Взяли как-то SANY SW155 на работы в городе - нужно было перекладывать трубы вдоль улицы с постоянными переездами. По паспорту - расход 8 л/ч, по факту в режиме 'поработал 20 минут - переехал на 100 метров' вышло около 11 литров.
Гидравлика у колесных моделей чаще страдает - потому что операторы любят работать с выносными опорами не до конца опущенными, мол быстрее переставлять. Результат - ремонт гидроцилиндров через 900 моточасов вместо положенных 1500.
Еще момент - цена часа работы для колесных вариантов часто завышена процентов на 15-20 compared с гусеничными, хотя по производительности разницы почти нет. Объясняют это 'мобильностью', но на практике если объект стационарный, эта мобильность не нужна.
В ООО 'Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника' как-то брал подержанный Caterpillar 303.5 - машина 2018 года, на вид приличная. В первые две недели все хорошо, а потом пошли течи в распределителе. Ремонт обошелся в 30 тысяч, плюс неделя простоя.
Сейчас понимаю, что с подержанной техникой нужно сразу закладывать +25% к заявленной стоимости часа - просто на внезапные ремонты. И обязательно проверять не только наработку моточасов, но и условия предыдущей эксплуатации - если машина работала на демонтаже, ее гидросистема почти гарантированно имеет скрытые проблемы.
Кстати, на сайте lzgcjx.ru есть довольно адекватный фильтр по состоянию техники - там можно выбрать не только цену и модель, но и узнать была ли машина в капитальном ремонте, менялись ли основные узлы. Это хоть какая-то гарантия, хотя и не стопроцентная.
В ноябре прошлого года был случай - нужно было срочно копать котлован под фундамент, а все нормальные мини-экскаваторы уже были забронированы. Пришлось брать что попало за 2500 в час вместо обычных 1800. Сезонный спрос - вещь серьезная.
Зимой к обычной стоимости часа добавляется прогрев, специальные жидкости, работа в утепленной кабине - это еще +150-200 рублей ежечасно. Многие арендодатели этот момент не афишируют, а потом выставляют счет с доплатой 'за зимнюю эксплуатацию'.
Летом другая проблема - перегрев гидравлики. Особенно у китайских моделей старого поколения. Приходится делать перерывы каждый час-полтора, что снижает фактическую выработку. По сути платишь за час работы, а получаешь 40-45 минут полезного времени.
Сейчас при расчете мини экскаватор час работы цена всегда закладываю: базовую аренду + ГСМ с коэффициентом 1.3 к паспортным данным + 15% на возможный ремонт + стоимость доставки если объект дальше 20 км от базы.
Для гусеничных моделей добавляю статью 'восстановление ходовой' - примерно 50 рублей в час. Для колесных - 'резерв на шины' рублей 80 в час. Может показаться мелочью, но за сезон набегает ощутимая сумма.
Из конкретных моделей могу отметить - из недорогих вариантов неплохо показывает себя Lonking CDM856, а из премиальных все же Volvo EC55 стоит своих денег. У последнего хоть и высокая начальная стоимость часа, но зато практически нет внезапных поломок первые 2000 моточасов.
Главный вывод за 10 лет работы - не существует универсальной 'средней цены часа'. Каждый раз нужно считать под конкретную задачу, конкретный грунт и конкретные сроки. Экономия на 200-300 рублей в час может обернуться неделей простоя и тысячами на ремонт.
Сейчас в основном работаю с техникой от ООО 'Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника' - не потому что у них самые низкие цены, а потому что в lzgcjx.ru есть подробная история обслуживания каждой единицы техники. Знаешь что берешь и чего ждать.
И последнее - никогда не верьте тем, кто предлагает 'все включено' за копейки. Реальная экономика аренды строительной техники не оставляет места для чудес. Либо платишь адекватную цену, либо работаех с постоянными проблемами.