
Когда видишь на канистре ?ВМГЗ 10?, первое, что приходит в голову — очередное универсальное масло для советской техники. Но это не совсем так. ВМГЗ расшифровывается как ?Всесезонное масло гидравлическое загущенное?, а цифра 10 указывает на класс вязкости. Многие до сих пор путают его с обычным индустриальным маслом И-20, что приводит к преждевременному износу уплотнителей в гидросистемах экскаваторов. Я сам на этом попадался лет десять назад, когда залил И-20 в стреловой гидроцилиндр старого ЭО-2621 — через месяц потекли манжеты.
Основное отличие ВМГЗ 10 — загущающие присадки на основе полиметакрилата. Они обеспечивают стабильную вязкость в диапазоне от -30°C до +65°C. Помню, как на объекте в Норильске при -40° обычное масло превращалось в кисель, а ВМГЗ хоть и густело, но насос все же прокачивал. Правда, для экскаваторов с гидростатической трансмиссией типа Hitachi ZX-200 я бы не рискнул его использовать — там нужны более современные синтетические составы.
Интересный момент: при длительном хранении в ВМГЗ 10 иногда наблюдается расслоение присадок. Видел такое на складе у ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника — в партии из Китая несколько канистр имели мутный осадок. Пришлось отстаивать и фильтровать перед заливкой в гусеничный экскаватор XCMG.
Вязкостные характеристики идеально подходят для гидросистем с шестеренными насосами, которые стоят на большинстве российских экскаваторов. Например, на ЭО-3323 при рабочем давлении 16 МПа масло не вспенивается даже при интенсивной работе стрелы. Но если в системе есть аккумуляторы, лучше добавить антиаэрационную присадку.
Для подержанных японских экскаваторов типа Komatsu PC200-6 мы часто используем ВМГЗ 10 как временное решение. Оно совместимо с большинством уплотнителей Nitrile, но для Viton лучше подобрать альтернативу. Кстати, на сайте https://www.lzgcjx.ru есть хорошая таблица совместимости масел с разными типами сальников.
Один случай запомнился особенно: клиент пригнал Caterpillar 320D с шумом в гидросистеме. Оказалось, предыдущий владелец залил трансмиссионную жидкость. После промывки и заливки ВМГЗ 10 шум исчез, но пришлось менять фильтры тонкой очистки — они забились продуктами износа.
В колесных экскаваторах с общим гидробаком для рабочего оборудования и рулевого управления важно контролировать температуру. При перегреве свыше 80°C в ВМГЗ 10 начинается деструкция загущающих присадок. Мы ставили дополнительный охладитель на Hyundai R140W-7 — проблема ушла.
Самая распространенная ошибка — смешивание с минеральными маслами других групп. Как-то раз в экскаваторе Volvo EC210B смешали ВМГЗ 10 с полусинтетикой — через 50 моточасов выпал шлам, забивший золотники распределителя. Пришлось делать полную промывку системы спецраствором.
Еще момент: не все понимают, что загущенное масло требует особого подхода к фильтрации. Оно плохо проходит через фильтры тонкой очистки при отрицательных температурах. Мы в ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Инжиниринг Машинери рекомендуют ставить параллельную линию грубой очистки на зимний период.
Заметил, что при использовании в системах с сервоприводами ВМГЗ 10 иногда дает замедленную реакцию. Особенно это заметно на экскаваторах с пропорциональной гидравликой. Возможно, дело в разной степени сжатия под нагрузкой.
Если брать китайские аналоги типа L-HV 46, то у них хуже стабильность к окислению. После 2000 моточасов в ВМГЗ 10 кислотное число увеличивается всего на 0.3-0.5 мг КОН/г, тогда как у большинства бюджетных аналогов — на 1.2-1.5.
Интересно сравнить с Shell Tellus S2 V 46 — по вязкостным характеристикам они близки, но у Shell лучше противоизносные свойства. Правда, и цена втрое выше. Для старой техники это не всегда оправдано.
Из российских производителей неплохой вариант — Роснефть Гидравлик ВМГЗ. Но у них бывают партии с нестабильным содержанием депрессорных присадок. Мы всегда проверяем точку застывания перед заливкой в ответственные системы.
Для гусеничных экскаваторов с объемом гидросистемы более 200 литров советую делать лабораторный анализ масла каждые 500 моточасов. Особенно важно контролировать водопоглощение — ВМГЗ 10 гигроскопичнее, чем чистая синтетика.
При переходе с другого типа масла обязательно промывайте систему рабочей жидкостью. Я использую для этого дизельное топливо с добавкой 5% очистителя карбюратора — старый дедовский метод, но работает безотказно.
Хранить канистры нужно в горизонтальном положении — так присадки не оседают. На нашем складе в ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника для этого сделаны специальные стеллажи с углом наклона 15 градусов.
И последнее: не экономьте на фильтрах. Для ВМГЗ 10 лучше подходят фильтры с бумажными элементами плотностью 10-15 мкм. Синтетические чаще забиваются из-за особенностей реологии загущенного масла.