
Когда говорят про ФЗ 'О недрах', многие сразу вспоминают про лицензирование и отчетность, но на деле там есть куча подводных камней, которые проявляются только в поле. Например, в статье 3 часто упоминают рациональное использование, но мало кто реально считает, как изменение плотности грунта влияет на производительность экскаватора.
Мы в ООО 'Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника' не раз сталкивались, когда клиенты покупали гусеничные экскаваторы для карьеров, но не учитывали поправки 2022 года по вибрационному воздействию на борта выработок. Приходилось оперативно менять гидравлические схемы.
Особенно проблемно с колесными моделями – их часто берут для разведочных работ, но если глубина скважины превышает 15 метров, требуется дополнительное согласование по ФЗ. Как-то пришлось срочно демонтировать технику с участка в Красноярском крае из-за этого нюанса.
С подержанной техникой вообще отдельная история: вроде бы документы в порядке, но при переходе права собственности всплывают старые лицензионные ограничения. Один экскаватор простаивал 3 месяца, пока не выяснили, что предыдущий владелец не уведомил Роснедра о смене оператора.
В 2023 году поставили клиенту экскаватор с гидромолотом для вскрыши – через неделю звонок: 'Не можем пройти экспертизу по шуму'. Оказалось, добыча полезных ископаемых фз требует отдельного расчета акустического воздействия при использовании нестандартного оборудования.
Была ситуация на известняковом карьере, где техника ООО 'Внутренняя Монголия Ляньчжун Инжиниринг Машинери' работала в режиме 20/7. При проверке выяснилось, что график работ не был согласован с требованиями по пылеподавлению из ФЗ-239. Пришлось экстренно устанавливать систему орошения.
Сейчас на сайте lzgcjx.ru мы специально размещаем памятку по совместимости нашего оборудования с нормативами. Но многие до сих пор не проверяют, подходит ли конкретный экскаватор под категорию участка недр.
Как-то работали с угольным разрезом в Кузбассе – там при оформлении лицензии не учли, что по новым правилам нужно предоставлять данные о каждой единице техники. Пришлось заново проводить паспортизацию всех гусеничных экскаваторов.
Особенно сложно с временными лицензиями: техника стоит, а документы согласовываются месяцами. Мы даже начали вести журнал совместимости – какой экскаватор под какие виды лицензий лучше подходит.
Сейчас многие стараются брать технику с запасом по мощности, но это не всегда оправдано. Для песчаных карьеров, например, перегруженные колесные экскаваторы только создают проблемы с подтверждением соответствия нормам выемки.
В Якутии как-то пришлось модифицировать систему охлаждения на гусеничном экскаваторе – не учли, что по ФЗ при работе в вечной мерзлоте требуется особый учет теплового воздействия на грунт. Клиент чуть не попал на крупный штраф.
С подержанными машинами в Приморье вообще отдельная история: там часто меняются требования к шумности, и старые модели приходится дорабатывать на месте. Мы через сайт lzgcjx.ru теперь даем рекомендации по каждому региону.
Интересный случай был с колесным экскаватором в Мурманской области – при плановой проверке выяснилось, что вибрация от работы превышает допустимую по новым нормативам всего на 0,2%. Пришлось менять демпферы.
Сейчас обсуждаются поправки по дистанционному мониторингу техники – это может серьезно повлиять на рынок подержанных экскаваторов. Мы в ООО 'Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника' уже тестируем системы телеметрии.
Если введут обязательное оснащение GPS-трекерами для всей карьерной техники, это изменит подход к добыча полезных ископаемых фз. Придется пересматривать парк и документацию.
Кстати, на последнем совещании в НОПРИЗ говорили о возможном ужесточении требований к гидравлическим системам. Для наших клиентов это может означать необходимость модернизации существующей техники.