
Когда говорят про добычу полезных ископаемых в 2020, многие сразу представляют глобальные тендеры и импортное оборудование. А на деле ключевые поставщики часто оказывались под ногами — те же китайские экскаваторы, которые в Кемерово или Красноярске работали без остановки даже в пик пандемии.
В 2020 все ждали, что рынок поставщиков рухнет из-за закрытия границ. Ан нет — те же китайские производители адаптировались быстрее всех. Помню, в марте у нас на разрезе встал японский экскаватор, запчасти ждать 3 недели. Пришлось срочно искать альтернативу.
Нашли через ООО ?Внутренняя Монголия Ляньчжун Инжиниринг Машинери? — они тогда только начали продвигать гусеничные экскаваторы в России. Рисковали, конечно, но их колесные экскаваторы оказались удивительно живучими в карьерных условиях. До сих пор на одном из разрезов тот самосвал работает, хотя по спецификациям будто бы для легких грунтов создавали.
Их сайт lzgcjx.ru стал тогда для многих палочкой-выручалочкой — там можно было быстро подобрать технику под конкретные условия выработки. Не как у европейцев, где под каждый чих нужен инжиниринг.
Цены на добычу полезных ископаемых в том году дико просели, но поставщики техники не особо сбавляли. Хитрость была в том, что многие начали предлагать подержанные экскаваторы как временное решение. У того же Ляньчжун была интересная схема — брали старые модели, делали капремонт и давали 2 года гарантии.
Мы пробовали брать такой подержанный гусеничный экскаватор для вскрышных работ. Через 8 месяцев пришлось менять гидравлику — но это все равно вышло дешевле, чем 3 месяца простоя с новым Hitachi.
Кстати, тогда же многие поняли, что китайские производители не копируют слепо японские модели, а часто делают упрощенные версии специально для российских условий. Меньше электроники — больше живучести при -40.
Весной 2020 поставки встали колом. Помню, мы ждали партию запчастей для экскаваторов 47 дней вместо обещанных 10. Пришлось импровизировать — на том же сайте lzgcjx.ru находили аналоги, которые можно было доставить через Казахстан.
ООО ?Внутренняя Монголия Ляньчжун? тогда быстро перестроились — начали собирать технику на площадке в Новосибирске из привезенных узлов. Это спасало ситуации, когда нужно было срочно заменить вышедший из строя экскаватор.
До сих пор помню, как в мае 2020 пригнали их колесный экскаватор на замену сломавшемуся Volvo. Ребята из сервиса сначала воротили нос, а через месяц признали — для вскрышных работ на глубине до 5 метров машина показала себя лучше европейских аналогов.
Не все было гладко, конечно. Те же гусеничные экскаваторы от Ляньчжун в первые месяцы эксплуатации показывали странный расход топлива — на 15-20% выше заявленного. Потом выяснилось, что нужно было сразу перенастраивать форсунки под наше дизтопливо.
Еще запомнился случай на золотодобывающем прииске в Забайкалье — там их экскаватор постоянно перегревался в жаркие дни. Оказалось, система охлаждения рассчитана на средние температуры, пришлось ставить дополнительный радиатор.
Но главное — сервисная сеть. В 2020 у многих китайских производителей она была только в крупных городах. Если поломка в глубинке — жди специалиста неделями. Сейчас ситуация лучше, но тогда это был серьезный минус.
2020 год заставил по-новому посмотреть на поставщиков техники для добычи полезных ископаемых. Если раньше выбирали по бренду, то теперь — по наличию запчастей и сервиса в регионе.
Те же ребята из ООО ?Внутренняя Монголия Ляньчжун Инжиниринг Машинери? тогда сделали правильную ставку — открыли склады запчастей в 8 городах Сибири и Дальнего Востока. Это многих спасло в тот кризисный период.
Сейчас оглядываясь назад понимаю — пандемия встряхнула рынок поставщиков сильнее, чем любые санкции. И те, кто смог быстро адаптироваться под реалии 2020 года, до сих пор держат свои позиции в нише горной техники.