
Если честно, многие до сих пор путают, что важнее в экскаваторе – гидравлика или мотор. Лично я лет десять назад тоже думал, что главное – давление в системе, пока на объекте в Норильске не столкнулся с тем, как двигатель одноковшового экскаватора Cat C9 при -40°C отказывался выдавать даже половину мощности. Тогда и понял: все эти разговоры про 'современная гидравлика решает' – ерунда, если движок не тянет.
Вот беру пример с сайта ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника – они там пишут про гусеничные экскаваторы, но ни слова не говорят, как их движки ведут себя в промерзлом грунте. А это ведь критично. У нас в прошлом месяце как раз был случай с Hitachi ZX350 – вроде бы японская сборка, но после 2000 моточасов начались проблемы с турбиной. Пришлось разбирать – оказалось, воздушный фильтр не справлялся с пылью, хотя по паспорту все должно было быть нормально.
Кстати, про турбины – многие операторы до сих пор глушат двигатель сразу после работы, а потом удивляются, почему подшипники изнашиваются вдвое быстрее. Я всегда настаиваю на минимум трех минутах работы на холостых оборотах. Помню, на объекте в Улан-Удэ пришлось даже табличку вести на кабину: 'Не глушить – турбина остывает'. Сначала смеялись, а через полгода те же прорабы сами стали требовать такого же от других бригад.
И еще момент по поводу расхода топлива. Часто слышу, мол, этот двигатель экономичнее. Но на практике – если сравнивать Komatsu SAA6D114E и китайский аналог от Guangxi Liugong, то разница в расходе может достигать 12-15%, но только при работе в нормальном режиме. А попробуйте копать мерзлый грунт – там уже все эти проценты летят к черту, потому что обороты постоянно скачут.
Вот сейчас посмотрел статистику по нашим сервисным случаям – примерно в 40% случаев капитальный ремонт двигателя одноковшового экскаватора обходится дороже замены на контрактный. Но это если считать только запчасти. А если учесть простой техники – тогда вообще картина меняется. Особенно с учетом, что нормальный ремонт сейчас сделать все сложнее – оригинальные поршневые группы для старых моделей Deutz ищешь по три недели.
Кстати, про контрактные двигатели – многие боятся брать с разборки, а зря. Если уметь выбирать – можно найти варианты с остатком ресурса 70-80%, но за полцены. Главное – смотреть не на внешний вид, а на состояние гильз и коленвала. У нас в прошлом году так поставили мотор от Volvo EC210 на экскаватор Doosan – уже 1500 часов отработал без нареканий.
И еще важный момент – иногда дешевле купить б/у экскаватор целиком, чем менять двигатель. Особенно если коробка и гидравлика еще в хорошем состоянии. Мы так в ООО Внутренняя Монголия Ляньчжун Строительная Техника часто делаем – берем списанные машины, разбираем на запчасти. Получается экономия 30-40% compared с покупкой новых узлов.
Скажу сразу – то, что работает в Краснодаре, в Якутии будет мучиться. Тут не только в морозе дело – качество дизтоплива тоже сильно влияет. Помню, в 2018 году на строительстве газопровода 'Сила Сибири' пришлось переделывать топливную систему на двух экскаваторах – фильтры тонкой очистки ставили дополнительные, иначе форсунки выходили из строя через 500-600 часов.
Высотность – еще один важный фактор. На Алтае, например, выше 2000 метров начинаются проблемы с потерей мощности. Приходится перенастраивать турбины, менять углы впрыска. Кстати, китайские производители в последнее время стали это учитывать – у тех же XCMG или SANY появились 'высотные' версии двигателей.
А вот в Приморье другая беда – влажность. Если не следить за воздушными фильтрами, конденсат может попадать в цилиндры. Был случай с экскаватором Hyundai R330LC – через полгода работы застучал в четвертом цилиндре. Разобрали – гильза начала корродировать именно из-за влажного воздуха.
Вот смотрите – все производители рекомендуют менять масло через 500 часов. Но никто не уточняет, что если работаешь в режиме 'рывки-остановки' (как при планировке территории), то интервал нужно сокращать до 300-350 часов. Потому что в таком режиме в масло попадает больше продуктов износа.
Еще момент – прогрев. Зимой многие греют двигатель на холостых оборотах по полчаса, а это неправильно. Лучше дать поработать 5-7 минут и начинать с минимальной нагрузки, постепенно увеличивая. Так и мотор прогревается равномернее, и износ меньше.
И про охлаждающую жидкость – кажется, мелочь, а влияет сильно. Особенно в новых моделях, где стоят алюминиевые радиаторы. Если использовать неподходящий антифриз – начинается коррозия, и через год-другой радиатор течет. У нас так было с Liebherr R 914 – пришлось менять весь радиаторный блок из-за экономии на охлаждайке.
Судя по тому, что вижу на выставках и в технической литературе – будущее за гибридными системами. Но не такими, как в автомобилях, а скорее комбинированными – дизель + электричество для отдельных функций. Например, уже сейчас появляются модели, где поворот платформы осуществляется электромоторами, а основное копание – классическим дизелем.
Экологические нормы ужесточаются – это факт. Следующий шаг – переход на Stage V, а значит, усложнение систем очистки выхлопа. Думаю, это приведет к росту стоимости обслуживания на 15-20%, по крайней мере в первое время. Хотя, с другой стороны, может стимулировать развитие газовых двигателей – они в этом плане чище.
Лично я считаю, что полностью электрические экскаваторы – пока не для массового рынка. Разве что для работы в закрытых помещениях или в городах с жесткими экологическими требованиями. А так – проверенная временем дизельная схема еще лет десять точно будет доминировать. Особенно в условиях, где нет стабильного электроснабжения.
Вот кстати, на сайте lzgcjx.ru я видел, что они уже предлагают некоторые модели с улучшенными экологическими характеристиками. Интересно было бы посмотреть, как они покажут себя в реальных условиях, а не в тестовых.